Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

"Правильная" сторона дороги или просто следствие британского шовинизма

По многим вопросам в разных областях деятельности человечество с течением времени приходит к каким-то единым стандартам. Это касается строительства, промышленности, технологий, медицины, образования и многого другого. Конечно, менталитет и национальные традиции каждой страны придают особый колорит тем или иным вещам, но основные принципы построения современной инфраструктуры и организации бытия становятся все более и более универсальными.
И объясняется это достаточно банально – применение подобных стандартов позволяет эффективнее решать повседневные задачи и делает жизнь людей комфортнее. Тем удивительнее наблюдать за многолетним противостоянием защитников разных сторон движения автотранспорта во многих странах, подкрепленным абсолютным нежеланием власть имущих искать разумный выход из сложившейся ситуации: почти третья часть автодорог в мире до сих пор является левосторонней, и более трети населения планеты передвигается на своих авто, придерживаясь именно левой стороны.

История вопроса

Правила выбора стороны движения при необходимости разойтись или разъехаться со встречным путником или повозкой возникли задолго до появления автомобилей. Ученые до сих пор спорят о том, какой тип движения был в Древнем Риме. Немногие артефакты тех лет - монеты с изображением разъезжающихся всадников или участок дороги в каменоломнях с продавленной колеей - вроде бы свидетельствуют о том, что в Римской Империи использовалось левостороннее движение. Но документальных подтверждений этой гипотезе нет, а, следовательно, нет и стопроцентной уверенности в ее верности. Мы можем оперировать только несколькими документами, возводящими в ранг закона требования по выбору стороны движения. И относятся эти документы к более позднему времени. Первый такой документ назывался Положением и был издан царем Петром Первым именно в России, что не может не вызывать особой гордости за Отечество. Это Положение предписывало держаться правой стороны дороги при разъездах со встречными повозками и санями. В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила правостороннее движение для извозчиков и карет специальным указом. В 1756 году парламентом Англии издается билль, определяющий левостороннее движение на Лондонском мосту и вводится штраф за нарушение этого правила. Через 20 лет там же появляется специальный «Дорожный акт», которым устанавливается правило левостороннего движения на всех дорогах королевства, включая железнодорожные пути. Несколько позже на другой стороне Ла-Манша сыны Великой Французской революции выпускают Парижский декрет 1789 года, закрепляющий «простонародное» правостороннее движение. Пришедший затем к власти Наполеон закрепляет это правило и распространяет его действие на передвижение по дорогам армейских подразделений и обозов. В дальнейшем влияние именно этих двух стран – Англии и Франции – и определило распространение правил стороны движения в остальных частях света. Посмотрите видеролик:

География распространения

Левостороннее движение, принятое изначально в Англии, впоследствии было в добровольно-принудительном порядке установлено во всех колониях и доминионах Соединенного Королевства. А надо признать, что «владычице морей» за короткое время в средние века удалось поставить себе на службу практически половину мира. В зоне «левой» дороги в итоге оказались Северная Америка, Индия, Индонезия, Пакистан, Океания, вся Юго-Восточная Африка, Япония, Корея и страны Карибского бассейна. Изначально и в Европе союзники Великобритании в ее противостоянии с Францией также практиковали левостороннее движение. К ним относились Австро-Венгрия, Португалия и даже Швеция. Постепенно большинство европейских стран, а также Америка, Канада, Северная и Южная Кореи все же перешли на более прогрессивное правостороннее движение. Сейчас в Европе по левой стороне дороги, помимо самой Великобритании, передвигаются только в Ирландии, на Кипре и на Мальте. Это интересно: 1) Последней европейской страной, перешедшей на правостороннее движение, стала Швеция. Произошло это совсем недавно – в 1967 году. 2) Россия за свою историю два раза переживала настоящее «нашествие» праворульных автомобилей: в 1910 году – из Англии и Австро-Венгрии, в начале 90-х годов – из Японии. Но даже эти экспансии не смогли поколебать «правую ориентацию» нашего народа.

Особенности техники и инфраструктуры

Если раньше руль в автомобиле мог находиться с любой стороны, то теперь принят стандарт, строго определяющий расположение рулевого управления в зависимости от стороны движения. Для левостороннего движения руль в машине устанавливается справа, для правостороннего – слева. Это сделано с целью улучшения обзорности и повышения безопасности при обгонах. Все органы управления внутри автомобилей, предназначенных для разных сторон движения, расположены зеркально. Исключение составляет только педальный узел. По-разному устанавливается и настраивается головная оптика автомобилей. Снаружи в конструкции легковых машин никаких особых изменений нет, а вот на общественном транспорте двери находятся с противоположных сторон для обеспечения безопасной высадки пассажиров на остановках. Понятно, что дорожная разметка, знаки и указатели также отличаются. Это вызывает определенные трудности и дискомфорт у людей, прибывающих в страну с другой стороной движения и вынужденных адаптироваться под «зеркальные» органы управления и правила движения. В период подобной адаптации резко повышается опасность совершения водителем каких-либо ошибок и «страдает» общая безопасность на дорогах. Но, похоже, британские консерватизм и шовинизм еще долгое время не позволят странам, входящим в орбиту английского влияния, решиться на вполне разумный шаг и принять единый стандарт дорожного движения - правосторонний. Как это уже давно делается государствами в других областях своей жизнедеятельности.

Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ
«ТРЕЗВАЯ ПОМОЩЬ»