У большинства водителей ночные поездки вызывают сложности, связанные с необходимостью постоянной адаптации зрения к быстро меняющемуся высококонтрастному дорожному освещению (от практически полной темноты до слепящих вспышек встречных фар). В темное время суток значительно ухудшается и цветовосприятия глаз.
Такие условия резко снижают человеческие возможности по быстрому и правильному распознаванию как самой дороги, так и объектов, находящихся на полосах движения и обочинах (встречный и попутный транспорт, велосипедисты, пешеходы, животные и т.д.). Для пожилых водителей эта проблема является еще более острой, так как адаптационная способность глаз с возрастом только падает.
Все современные автомобили оснащены великолепной оптикой с функцией дальнего света. Включение этого режима фар позволяет кардинальным образом улучшить освещенность дороги и прилегающих участков, а значит - повысить качество вождения и вероятность предотвращения возможных неприятностей.
Но проводимые специалистами многочисленные исследования реального положения дел дают неутешительные результаты: дальний свет используется водителями только в 8-10% времени их движения в темное время суток. А главными препятствиями для более эффективного использования дальнего света названы неудобство частого ручного переключения режимов работы фар и вполне обоснованные опасения водителей, что несвоевременно убранный ими дальний свет может привести к ослеплению встречных (или попутных) транспортных средств.
Разработчики электроники ведущих автомобильных брендов пытаются решать эти проблемы путем внедрения в головную оптику машин интеллектуальных систем управления дальним светом (ИСУДС). На сегодняшний день можно отметить следующие работающие образцы подобных устройств:
- Система активного управления дальним светом AHBC (Active High Beam Control) от Volvo;
- Система динамического освещения DLA (Dynamic Light Assist) от Volkswagen и Audi;
- Система адаптивного управления дальним светом AHBA (Adaptive High Beam Assist) от Mercedes-Benz;
- Неослепляющая система управления дальним светом ConnectedDrive от BMW;
- Система адаптивного управления дальним светом LED Array AHS (LED Array Adaptive High Beam System) от Toyota.
Устройство и принцип работы ИСУДС или фары с интеллектом
Обычно ИСУДС включают в себя следующие компоненты: переключатель режима, одну или несколько видеокамер, электронные блоки фар, модуль управления и контрольное устройство для вывода информации на приборную панель. ИСУДС может также использовать информацию от датчика освещенности и датчиков частоты вращения колес автомобиля (для вычисления скорости). Применяемые в головной оптике типы ламп - галогеновые, ксеноновые или светодиодные - также оказывают серьезное влияние на технологические особенности построения ИСУДС. Видеокамеры с блоками обработки информации обычно встраиваются в зеркала заднего обзора автомобиля. Зона эффективного действия современных камер составляет около 1000 метров. Блок обработки, получающий информацию от видеокамер и других датчиков авто производит оценку дорожной обстановки по следующим критериям:- общие условия видимости и уровень освещенности;
- наличие других объектов на дороге и траектории движения ТС;
- мощности световых потоков от встречных ТС.
- низкий уровень освещенности;
- работающий ближний свет;
- определенная скорость автомобиля;
- отсутствие в зоне ослепления встречных и/или попутных ТС;
- движение вне населенных пунктов.
Анализ недостатков ИСУДС
Наряду с неоспоримыми достоинствами существующие ИСУДС имеют и довольно серьезные недостатки, связанные с высокой вероятностью их ошибочных срабатываний при неблагоприятных погодных условиях. К отказам и неправильному алгоритму работы системы могут привести следующие факторы:- снег, дождь, туман, другие "фокусы" погоды;
- загрязнения или запотевания ветрового стекла в области расположения видеокамеры;
- наличие на дороге разделительных заграждений или других объектов, скрывающих или искажающих световой поток от встречного транспорта.
Не все существующие системы могут сегодня "распознавать" объекты с низким уровнем собственной освещенности (пешеходы, велосипеды, скутеры и пр.).То есть, по большому счету, штатная и эффективная работа ИСУДС пока гарантирована производителями исключительно в "тепличных" условиях, которые на реальной дороге встречаются достаточно редко. Поэтому, учитывая общее плачевное состояние большинства российских дорог и нашу неустойчивую погоду, надо признать, что дорогие интеллектуальные системы управления дальним светом еще долгое время будут восприниматься в России именно как автоэкзотика, а не насущная необходимость.