В настоящее время проблема энергосбережения стала весьма актуальной среди граждан России. Это касается не только привычных бытовых аспектов. Сэкономить пытаются и автомобилисты. И если поверхностный взгляд останавливался исключительно на экономии топлива, то более глубокое изучение проблемы коснулось и такого элемента машины, как колеса.
Модная тенденция проникла в Россию из европейских стран, где в 2012 г ввели обязательную маркировку резины по такому признаку, как топливная экономичность.
Одновременно европейцам удалось решить и проблему уровня сцепления шин с дорожным покрытием, а также снизить шумовую нагрузку, исходящую от автомобильных колес. И если в Европе знакомство с энергосберегающими шинами произошло более 20 лет назад, то российские автомобилисты только сегодня узнают о преимуществах и недостатках новой резины.
Немного физики
Первые мысли о прямой зависимости экономии топлива от конструкции автомобильных шин зародились в головах физиков. Именно ученые этого профиля выяснили, что 1/5 часть топливной смеси уходит на то, чтобы преодолеть сопротивление качения колес. Как известно, сила трения постоянно присутствует при соприкосновении колес с дорожным полотном. Кроме этого препятствует движению и поток воздуха. Для перемещения автомобиля требуется определенная энергия на вращение колес. Конечной точкой энергетической цепочки в машине был и остается топливный бак. И если удастся снизить потери энергии за счет уменьшения трения и сопротивления качения, то и расход топлива снизится. А чем меньше будет сгорать нефтепродуктов, тем ниже будет концентрация ядовитых выхлопов.Конструктивные особенности энергосберегающих шин
Энергосберегающие шины имеют особую конструкцию, которая отличается от традиционной автомобильной резины. В ее основе лежит радиальная архитектура, которая придает колесам больше жесткости и легкости. При этом шины меньше нагреваются, обеспечивая отличный контакт с полотном дороги. Современные технологии предусматривают применение только качественных натуральных и синтетических каучуков, нейлона, кевлара, вискозы и кремния. Однако высокие требования к материалам и технологическим процессам влекут за собой значительное удорожание продукции. Лидирующие позиции в производстве энергосберегающих шин занимает компания Michelin. Именно этот производитель представил широкой публике инновационные шины в 1992 г. Рекламируя свою новую продукцию, Michelin ненавязчиво говорит о значительной экономии топлива (200 г при пробеге 100 км). Простой обыватель может легко вычислить месячную или годовую экономию при каждодневной эксплуатации автомобиля.Российские реалии
Те перспективы применения энергосберегающих шин, которые определили европейцы, могут вдребезги разбиться о российскую реальность. Самым неблагоприятным фактором в нашей стране для инновационной продукции являются дороги. По мнению экспертов, для получения максимальной экономии от применения новых шин должны сойтись воедино следующие факторы:- качественное дорожное полотно;
- масса авто до 1,3 т;
- обтекаемая форма кузова;
- компактность;
- современные технологии и комплектующие.
Плюсы и минусы энергосберегающих шин
Испытание энергосберегающих шин выявило ряд положительных свойств. Однако есть у инновационной продукции и недостатки. Рассмотрим основные достоинства новой резины.- Установка энергосберегающих шин позволяет снизить потребление топлива благодаря уменьшению сопротивления качения.
- Меньшее потребление нефтепродуктов положительно сказывается на экологичности автомобиля. Учитывая постоянную тенденцию на снижение норм выхлопа, применение новых колес является одним из вариантов модернизации современного авто.
- Многих автовладельцев беспокоит тот факт, что в стремлении улучшить экологичность и экономичность на второй план отойдет сцепляемость колес с дорогой. В этом смысле энергосберегающие шины не уступают традиционным моделям, а отдельные экземпляры имеют лучшие показатели по сравнению с обычными колесами.
- Обновленная резина отличается малым весом, что положительно отражается на динамике разгона и ресурсе деталей ходовой части.
- Главным негативным критерием для большинства автолюбителей является высокая цена новых шин. Поэтому добровольно перейти на более экологичную резину по идеологическим соображением вряд ли кто согласится.
- Энергосберегающие шины изготавливаются из более "нежных" материалов. Из-за этого долговечность новых колес ограничивается пробегом в 50 тыс. км. В скором будущем увеличить срок службы удастся благодаря внедрению новых технологий.