В желании повысить мощность силового агрегата некоторые автовладельцы не останавливаются ни перед чем. Мастера СТО и гаражные умельцы придумывают разные способы, чтобы хозяин машины быстрее всех стартовал на светофорах. И если раньше форсирование требовало разборки двигателя и модернизации отдельных деталей и узлов, то сегодня эту работу можно сделать при помощи компьютерной программы.
Чип-тюнингу можно подвергнуть лишь современные автомобили, оснащенные электронным блоков управления мотором. Что же представляет собой данный вид форсирования силового агрегата, и какие подводные камни могут возникнуть?
Особенности инжекторного двигателя
Чаще всего чип-тюнингу подвергаются бензиновые моторы с инжекторной топливной системой. Главным отличием данного способа подготовки топливной смеси от традиционных карбюраторных систем является наличие микропроцессорного устройства, которое называется электронным блоком управления (ЭБУ). Данный прибор отвечает за контроль и управление всеми процессами, которые происходят в двигателе и некоторых дополнительных системах. Благодаря революционному изобретению появились новые возможности у автовладельцев по внесению изменений в работу силового агрегата. Теперь в приготовлении горючей смеси принимают участие форсунки, управляемые ЭБУ. В определенное время топливная смесь впрыскивается в цилиндр мотора под давлением, которое создает топнасос. Дроссельная заслонка находится под наблюдением специального датчика, а состав выхлопных газов определяет лямбда-зонд. Все данные с датчиков отправляются в микропроцессорное устройство, где происходит моментальная обработка результатов, и даются команды соответствующим узлам и механизмам.Суть чип-тюнинга
Чтобы двигатель четко работал при любых нагрузках, блок управления должен иметь определенный алгоритм действий. В разных ситуациях электроника должна правильно реагировать на происходящие изменения. Поэтому блок управления оснащается специальной программой. Именно в ней заложены все основные параметры, формулы и константы. Нарушения в программе приводят к перебоям в работе мотора или же двигатель полностью останавливается. Заводские прошивки делаются опытными инженерами, которые настраивают работу двигателя в соответствии с нормативными документами. Однако на одну и ту же модель силового агрегата могут устанавливаться разные программы. В результате двигатели с одинаковым объемом цилиндров, но с разными "мозгами" серьезно отличаются по мощности. Чип-тюнинг позволяет изменять настройки программного управления по желанию автовладельца. Достаточно подключить компьютер к автомобилю, чтобы изменить дозу впрыскиваемого топлива, давление в турбине, угол опережения зажигания и т. д. Чипование является очень быстрым способом форсирования двигателя. В зависимости от модели машины и поставленных целей опытному программисту потребуется от десятка минут до нескольких дней. При наличии под рукой необходимой "прошивки" установить программу можно в течение 0,5-1,0 часа. В дальнейшем останется провести испытания работы доработанного блока управления и сохранить внесенные изменения.Достоинства и недостатки чип-тюнинга
Чип-тюнинг только на первый взгляд является безобидным способом форсирования двигателя. Конечно, автовладельцу не придется разбирать мотор, дорабатывать головку или блок цилиндров, менять коленвал, клапана, поршни и т. д. Выжать из имеющегося силового агрегата по максимуму поможет электроника. Однако не всегда удается достичь желаемого результата.- Все известные производители автомобилей при разработке двигателей пользуются общепринятыми нормативами и экологическими ограничениями. Поэтому заводская "прошивка" учитывает не только максимальные показатели по мощности или крутящему моменту, но и состав отработанных газов. Так что при проведении чип-тюнинга важно не выйти за допустимые границы концентрации вредных выхлопов. Иначе возникнут сложности при прохождении техосмотра, да и штрафных санкций со стороны властных органов не избежать.
- Доверять чипование мотора следует только проверенным мастерам. Достаточно сделать неправильное изменение отдельных параметров, чтобы поставить под угрозу работу отдельных систем или всего двигателя. Например, в турбированных моторах часто увеличивают давление наддува, забывая повысить объем впрыскиваемого топлива. В результате образуется обедненная смесь, что приводит к детонации и перегреву мотора.
- Вмешательство в электронное управление работой силового агрегата может негативно сказаться и на ресурсе других важных узлов. Например, на заводе под параметры мотора подбирается коробка переключения передач и сцепление. Увеличение мощности двигателя приведет к ускоренному износу диска сцепления.
- Некоторые прошивки направлены на снижение расхода топлива. Установка новых программ позволяет оптимизировать динамические показатели автомобиля. Многие заводы периодически вносят обновление в старые программы и передают новые "прошивки" дилерам.
- Но самой оправданной причиной чипования является устранение перебоев двигателя, которые стали следствием выхода из строя заводской "прошивки". Когда мотор лихорадочно работает на холостом ходу и не может нормально набирать обороты, то обновление "мозгов" часто становится единственным выходом из сложившейся ситуации.