Все современные легковые автомобили по типу передачи крутящего момента от силовой установки к ведущим колесам подразделяются на три основные группы:
- Заднеприводные (RWD – rear wheel drive);
- Переднеприводные (FWD – front wheel drive);
- Полноприводные (AWD – all wheel drive).
Задний привод
Этот тип привода появился на самых первых машинах и вполне успешно «дожил» до настоящего времени. Мало того, сегодня задний привод могут «позволить себе» в основном либо дорогие бизнес-седаны и представительские лимузины, либо не менее роскошные спорткары. Классическая схема заднеприводной трансмиссии предполагает следующую компоновку агрегатов: двигатель находится под капотом спереди и расположен продольно оси автомобиля, а его крутящий момент передается на задний мост с помощью длинного карданного вала. Эта схема считается наиболее оптимальной и надежной. Хотя в богатой истории автомобилестроения можно встретить и совершенно нетипичные примеры реализации заднего привода, когда двигатель «перемещается» по оси автомобиля от капота до заднего багажника. Каждая из заднеприводных компоновок имеет собственное название и применяется на машинах определенного класса:- Переднемоторная заднеприводная (седаны, лимузины и тяжелые спорткары);
- Передняя среднемоторная заднеприводная (легкие и средние двухместные спорткары);
- Задняя среднемоторная заднеприводная (больше не применяется);
- Заднемоторная заднеприводная (применяется редко).
- Правильная развесовка агрегатов трансмиссии по всей длине кузова, обеспечивающая хорошую управляемость автомобиля, равномерный износ шин и высокую эффективность торможения;
- Более высокая производительность при разгоне за счет повышенной нагрузки на ведущие колеса и снижении вероятности пробуксовки;
- Меньший радиус разворота и лучшая маневренность из-за разделения ведущих и управляющих колес;
- Пониженный уровень механических вибраций, передаваемых от силового агрегата в салон автомобиля;
- Более простой и понятный для водителя алгоритм вывода автомобиля из заноса.
- Туннель карданного вала «съедает» часть полезного пространства в салоне;
- На скользкой дороге такие автомобили более склонны к рысканью и заносу, а также хуже справляются с подъемами и препятствиями;
- При прохождении поворотов часть мощности двигателя теряется из-за необходимости «толкать» повернутые передние колеса.
Передний привод
Основная масса производимых в мире легковых автомобилей оснащена сегодня передним приводом. Такая компоновка присутствует и на маленьких городских машинках, и на серьезных седанах, и на минивэнах, и даже на некоторых кроссоверах. Связано это, в первую очередь, с экономическим аспектом – компактная связка силового агрегата с ведущими колесами в едином узле технологична и дешева в производстве. Кроме того, такая схема позволяет отдать максимум пространства салона в пользу пассажиров и груза. В зависимости от ориентации двигателя относительно кузова автомобиля (продольная или поперечная) и его положения относительно оси колес (перед, над или за осью) различают шесть типов переднеприводной компоновки. Рассматривать их подробно не имеет особого смысла, так как особенности компоновки не оказывают значительного влияния на достоинства и недостатки переднего привода. Уже указанные ранее компактность и невысокая стоимость являются главными преимуществами переднеприводной трансмиссии. Добавить к этому можно разве что более предсказуемое и надежное поведение переднего привода на скользком покрытии, обусловленное лучшим сцеплением ведущих колес с дорогой под воздействием веса самого двигателя и совпадающим с направлением колес вектором тяги. Слабые места переднего привода:- Сложность вывода из заноса;
- Увеличенный радиус разворота из-за ограниченной подвижности ведущих колес;
- Усиленный износ передних тормозов;
- Недостаточное сцепление ведущих колес с дорогой при интенсивном разгоне.