Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

Автоэкзотика: фары с функцией интеллектуального дальнего света

У большинства водителей ночные поездки вызывают сложности, связанные с необходимостью постоянной адаптации зрения к быстро меняющемуся высококонтрастному дорожному освещению (от практически полной темноты до слепящих вспышек встречных фар). В темное время суток значительно ухудшается и цветовосприятия глаз.
Такие условия резко снижают человеческие возможности по быстрому и правильному распознаванию как самой дороги, так и объектов, находящихся на полосах движения и обочинах (встречный и попутный транспорт, велосипедисты, пешеходы, животные и т.д.). Для пожилых водителей эта проблема является еще более острой, так как адаптационная способность глаз с возрастом только падает. Все современные автомобили оснащены великолепной оптикой с функцией дальнего света. Включение этого режима фар позволяет кардинальным образом улучшить освещенность дороги и прилегающих участков, а значит - повысить качество вождения и вероятность предотвращения возможных неприятностей. Но проводимые специалистами многочисленные исследования реального положения дел дают неутешительные результаты: дальний свет используется водителями только в 8-10% времени их движения в темное время суток. А главными препятствиями для более эффективного использования дальнего света названы неудобство частого ручного переключения режимов работы фар и вполне обоснованные опасения водителей, что несвоевременно убранный ими дальний свет может привести к ослеплению встречных (или попутных) транспортных средств. Разработчики электроники ведущих автомобильных брендов пытаются решать эти проблемы путем внедрения в головную оптику машин интеллектуальных систем управления дальним светом (ИСУДС). На сегодняшний день можно отметить следующие работающие образцы подобных устройств:
  • Система активного управления дальним светом AHBC (Active High Beam Control) от Volvo;
  • Система динамического освещения DLA (Dynamic Light Assist) от Volkswagen и Audi;
  • Система адаптивного управления дальним светом AHBA (Adaptive High Beam Assist) от Mercedes-Benz;
  • Неослепляющая система управления дальним светом ConnectedDrive от BMW;
  • Система адаптивного управления дальним светом LED Array AHS (LED Array Adaptive High Beam System) от Toyota.
Все вышеперечисленные системы позволяют водителям осуществлять поездки в вечерние и ночные часы с максимально возможным временным использованием режима дальнего света без риска ослепления других участников движения. И это значительно облегчает процесс управление автомобилем и повышает общий уровень безопасности на темной дороге.

Устройство и принцип работы ИСУДС или фары с интеллектом

isuds Обычно ИСУДС включают в себя следующие компоненты: переключатель режима, одну или несколько видеокамер, электронные блоки фар, модуль управления и контрольное устройство для вывода информации на приборную панель. ИСУДС может также использовать информацию от датчика освещенности и датчиков частоты вращения колес автомобиля (для вычисления скорости). Применяемые в головной оптике типы ламп - галогеновые, ксеноновые или светодиодные - также оказывают серьезное влияние на технологические особенности построения ИСУДС. Видеокамеры с блоками обработки информации обычно встраиваются в зеркала заднего обзора автомобиля. Зона эффективного действия современных камер составляет около 1000 метров. Блок обработки, получающий информацию от видеокамер и других датчиков авто производит оценку дорожной обстановки по следующим критериям:
  • общие условия видимости и уровень освещенности;
  • наличие других объектов на дороге и траектории движения ТС;
  • мощности световых потоков от встречных ТС.
По результатам анализа окружающей обстановки блок управления выдает команды на включение-выключение дальнего света, поворот электронного модуля фары или изменение диаграмм направленности световых пучков (это зависит от конкретной реализации системы). Самые "продвинутые" образцы просто закрывают те области светового пучка, которые потенциально могут "слепить" встречное или попутное ТС, оставляя освещенность остальных областей и объектов на прежнем высоком уровне. ИСУДС автоматически (без какого-либо участия водителя) включает дальний свет в обычном режиме при совпадении ряда факторов окружающей обстановки:
  • низкий уровень освещенности;
  • работающий ближний свет;
  • определенная скорость автомобиля;
  • отсутствие в зоне ослепления встречных и/или попутных ТС;
  • движение вне населенных пунктов.
Это позволяет водителю не отвлекаться на частые переключения режима фар, лучше воспринимать и контролировать дорожную обстановку, меньше напрягаться и утомляться.

Анализ недостатков ИСУДС

Наряду с неоспоримыми достоинствами существующие ИСУДС имеют и довольно серьезные недостатки, связанные с высокой вероятностью их ошибочных срабатываний при неблагоприятных погодных условиях. К отказам и неправильному алгоритму работы системы могут привести следующие факторы:
  • снег, дождь, туман, другие "фокусы" погоды;
  • загрязнения или запотевания ветрового стекла в области расположения видеокамеры;
  • наличие на дороге разделительных заграждений или других объектов, скрывающих или искажающих световой поток от встречного транспорта.
Не все существующие системы могут сегодня "распознавать" объекты с низким уровнем собственной освещенности (пешеходы, велосипеды, скутеры и пр.).
То есть, по большому счету, штатная и эффективная работа ИСУДС пока гарантирована производителями исключительно в "тепличных" условиях, которые на реальной дороге встречаются достаточно редко. Поэтому, учитывая общее плачевное состояние большинства российских дорог и нашу неустойчивую погоду, надо признать, что дорогие интеллектуальные системы управления дальним светом еще долгое время будут восприниматься в России именно как автоэкзотика, а не насущная необходимость.

Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ
«ТРЕЗВАЯ ПОМОЩЬ»