Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

Дизель против бензина: сравнение потребительских характеристик моторов

Что такое двигатель внутреннего сгорания (ДВС) современного автомобиля? Девять человек из десяти на такой вопрос ответят, что это мотор. Многие еще знают, что моторы подразделяются на бензиновые и дизельные. И хотя термин ДВС в техническом плане имеет значительно более глубокую трактовку, нам в повседневной жизни специфические знания, в принципе, не нужны.
При этом, все мы являемся потребителями и при покупке автомобиля наверняка задаемся вопросом: "какой двигатель лучше - бензиновый или дизельный". Вот для грамотного ответа на него и было бы неплохо иметь некоторое представление об основных принципах действия и характеристиках различных моторов.

Принцип действия ДВС

dvs Кликните для увеличения картинки

В самом общем случае двигатель внутреннего сгорания - это механизм для преобразования тепловой энергии, выделяемой сгорающим топливом, в энергию движения различных агрегатов (механическую энергию). Принцип работы ДВС заключается в использовании эффекта теплового расширения газов, которые выделяются в процессе сгорания топливной смеси внутри цилиндра. Существует три основных типа ДВС:
  • поршневой;
  • роторно-поршневой;
  • газотурбинный.
Наибольшее распространение в современных авто получил четырехтактный поршневой двигатель. Влияние на это оказали низкая стоимость поршневого мотора, его компактность, малый вес, многотопливность и возможность установки на любые авто. Название "четырехтактный" двигатель получил по количеству движений поршня в рамках одного цикла работы. Это интересно: Четырехтактный цикл работы поршневого двигателя называется "циклом Отто" по имени изобретателя ДВС Николаса Отто. Датой изобретения считается 1867 год. В бензиновых ДВС в цилиндры поступает смесь, состоящая из воздуха и топлива. Затем эта смесь сжимается и поджигается электрической искрой. В дизельном ДВС происходит сильное сжатие чистого воздуха, что вызывает также и его нагрев до высокой температуры. Затем в камеру подается распыленное топливо, воспламенение которого происходит от соприкосновения с разогретым воздухом.

Технические параметры бензиновых и дизельных моторов

Специалисты оценивают ДВС по двум основным характеристикам:
  • степень сжатия смеси/воздуха;
  • удельный расход топлива.
Первая характеристика напрямую влияет на выходную мощность и экономичность мотора. Она определяет, во сколько раз сжимается воздух или горючая смесь во время движения поршня в цилиндре от своей нижней точки до верхней. Высокая степень сжатия дает двигателю большую мощность и делает его экономичным. У бензиновых ДВС этот параметр не превышает 12, в дизельных агрегатах он может достигать величин в 13-25 единиц. Удельный расход топлива отвечает только за экономичность и определяется количеством расходуемого мотором топлива, необходимого для обеспечения мощности 1 кВт в течение 1-го часа. Для бензиновых ДВС этот показатель составляет 265-305 г, для дизельных - 200-230 г.

Анализ потребительских характеристик ДВС

Для оценки потребительских качеств моторов можно выделить несколько основных характеристик, являющихся неоспоримыми достоинствами ДВС разного типа. А каждый потребитель уже вправе для себя установить собственный рейтинг этих характеристик и на основании него принять верное решение в пользу бензинового или дизельного движка. Достоинства бензиновых ДВС:
  • малошумность и вибростойкость;
  • уверенный запуск и работа в мороз;
  • простота технического обслуживания;
  • ремонтопригодность;
  • экологичность;
  • меньший вес;
  • меньшая цена.
Достоинства дизельных ДВС:
  • высокий крутящий момент (тяговитость);
  • экономичность;
  • надежность;
  • долговечность (увеличенный ресурс).

"Зависимость" от географии

Интересно, что в различных частях света можно наблюдать и разную степень предпочтения по типу ДВС. Дизель уважают в Европе: на сегодняшний день машины с такими двигателями составляют более 50% легкового автопарка Старого Света. А лидерами относительного рейтинга "любителей солярки" внутри Европы являются Франция, Испания, Бельгия и Норвегия (в них доля продаж дизельных авто превышает значение в 70%). Впрочем, у такой "любви" европейцев к дизелю есть достаточно банальное объяснение. Во-первых, автомобили на солярке потребляют топлива значительно меньше своих бензиновых собратьев (примерно на 30%). Во-вторых, владельцы дизельных машин оплачивают пониженный транспортный налог, что обусловлено введением в странах ЕС специального закона по ограничению эмиссии углекислого газа. У бензиновых же ДВС выбросы углекислоты на 25% выше. То есть выбор европейцев можно назвать скорее "расчетом", чем "любовью". В Америке все обстоит с точностью "до наоборот": дизельное топливо облагается дополнительным налогом, поэтому его стоимость значительно превосходит стоимость бензина. Кроме того, в США не так пристально следят за ограничением выбросов углекислоты, как за содержанием в выхлопных газах окислов азота (а этим как раз "грешат" движки, работающие на солярке). Для приведения выхлопа дизельных ДВС к американским стандартам на них приходится устанавливать дополнительное оборудование, что вызывает удорожание покупки и последующего обслуживания автомобиля. По этим причинам дизельные легковые авто совершенно не пользуются спросом у американцев. В России дизельных машин пока тоже немного (5-6% от общего легкового автопарка). Но причины слабого распространения автомобилей на тяжелом топливе несколько иные, чем в Америке. Суровые зимы и недостаток заправочных станций, предлагающих качественную солярку, - вот две проблемы, которые резко ограничивают возможности россиян по приобретению таких автомобилей. Тем не менее, в России наблюдается в последние годы медленный, но последовательный, тренд на увеличение относительных продаж именно дизельных моделей.

Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ
«ТРЕЗВАЯ ПОМОЩЬ»