Как бы быстро ни развивалась дорожная инфраструктура мира, какие бы строгие законы в области организации движения автотранспорта ни принимались в разных странах, автомобили еще очень долгое время будут относиться к объектам повышенной опасности для человека.
Вместе с бурным ростом количества проданных машин во всем мире происходит и соответствующий рост числа дорожно-транспортных происшествий, минимизация негативных последствий которых в большой степени зависит от эффективности систем безопасности, установленных на транспортных средствах.
Ведущие автопроизводители прекрасно сознают, что обязательное наличие в конструкции и оснащении автомобиля качественных элементов, обеспечивающих надежную защиту людей в случае аварии, является безусловным конкурентным преимуществом на рынке. Поэтому большинство современных моделей даже в базовых комплектациях обладают достаточно серьезным комплексом защитных элементов и вспомогательных устройств, которые традиционно подразделяются на две самостоятельные группы или системы:
- Систему пассивной безопасности автомобиля;
- Систему активной безопасности автомобиля.
Состав и назначение элементов системы пассивной безопасности
Под пассивной безопасностью понимается способность конструкции и дополнительного оборудования автомобиля минимизировать тяжесть последствий аварии, если она все же произошла. Элементы пассивной безопасности начинают "работать" в тот момент, когда водитель уже не способен что-либо изменить и предотвратить ДТП, несмотря на все предпринятые усилия. Принято различать внутреннюю пассивную безопасность, которая отвечает за снижение травматизма водителя, пассажиров и обеспечивает сохранность перевозимых автомобилем грузов, и внешнюю пассивную безопасность, уменьшающую вероятность нанесения серьезных повреждений другим участникам дорожного движения. Итак, что же в автомобиле призвано защищать людей в случае фронтального столкновения, бокового и заднего ударов, опрокидывания или любого другого неприятного происшествия на дороге? Во-первых, непосредственные защитные функции выполняют отдельные конструктивные элементы кузова:- Мягкие бамперы (передний и задний), а также специальные зоны деформации, предназначенные для поглощения энергии удара;
- Усиленные передние и боковые стойки, пороги, поперечные брусья боковых дверей, дуги безопасности и прочие приспособления, обеспечивающие необходимую степень жесткости салонного пространства;
- Средства "увода" двигателя, трансмиссии и других агрегатов автомобиля под днище кузова, предотвращающие их проникновение в салон при фронтальных столкновениях (так называемая система Sandwich Panel);
- Трансформируемые рулевая колонка и педальный узел, складывающиеся при ударах таким образом, чтобы не причинять серьезных повреждений груди и ногам водителя;
- Мягкая или сминаемая передняя панель салона;
- Надежные крепления сидений;
- Травмобезопасные стекла (триплекс и сталинит).