Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

Крепче за "баранку" держись, шофер: история автомобильного руля

Знакомое всем нам с детства рулевое устройство в виде колеса появилось на автомобилях не сразу. Это вызывает определенное удивление хотя бы тем, что морские штурвалы, например, ко времени изобретения автомобиля использовались уже сотни лет и имели форму именно колеса. То есть "изобретать велосипед" никакой необходимости не было.
Но, видимо, конструкторы авто хотели и в этом вопросе быть абсолютно оригинальными и непохожими на изобретателей других видов транспорта. Впрочем, достаточно скоро автомобильный руль все же приобрел свою оптимальную форму, которая с небольшими изменениями триумфально дошагала до нашего времени.

Этапы развития рулевого колеса

Прототипы автомобилей сегодняшнего дня - моторизованные экипажи - управлялись с помощью специальной рукоятки, которая называлась румпелем. Такое управление использовалось практически до конца 19-го века. Считается, что первое рулевое колесо появилось на автомобиле марки «Panhard 4hp». Сам автомобиль был разработан и создан в компании «Панар-Левассор», а вот круглый руль на эту модель в 1894 году установил изобретатель и автогонщик Альфред Вашерон в процессе подготовки машины к гонке Париж-Руан. В этом же году в компании «Панар-Левассор» были проведены специальные испытания на моделях, оснащенных как румпелем, так и рулевым колесом. Испытания показали безусловное преимущество руля, и к 1898 году уже все автомобили марки «Panhard» оснащались при производстве круглым рулем. Остальные производители авто очень быстро признали круглую форму руля за эталон, и через 10 лет на машинах уже не осталось рулевых конструкций другого типа. Но и круглый руль подвергался постоянным доработкам и усовершенствованиям. Так, например, изначально плоскость рулевого колеса располагалась параллельно полу авто, но уже в том же 1898 году французский офицер Артур Константин Кребс догадался наклонить рулевую колонку, что сразу же сделало управление автомобилем намного более удобным. Конструктивно первые рули имели жесткую четырехспицевую конструкцию. Такая схема руля была неудобна тем, что передавала сильные вибрации от колес на руки водителя. Для борьбы с этим эффектом были изобретены рули «Банджо» (по схожести конструкции с известным музыкальным инструментом), отличавшиеся тем, что каждая спица не была монолитной, а состояла из нескольких более тонких спиц, которые и поглощали значительную часть вибраций, передававшихся на руль от дороги. Это интересно: Несмотря на общую тенденцию к уменьшению количества спиц на руле, французская компания Renault довольно долго выпускала модели с пятиспицевым колесом. А первые трехспицевые рули были разработаны и внедрены в Америке в 20-е годы прошлого века.

Незаменимые помощники рулевого колеса

Рост размера и веса новых автомобилей достаточно быстро поставил перед конструкторами очередную техническую задачу: как облегчить водителю процесс вращения рулевого колеса. С этой проблемой был призван бороться гидроусилитель руля. В истории остались имена нескольких обладателей патентов, оспаривающих право называться изобретателем этого незаменимого устройства: англичанин Фредерик Ланчестер, американка Клара Гэйлис, американец Чарлз Хаммонд... В принципе, нам не особенно важно, кто же из них был первым. Главное, что их идеи помогли решить инженерам поистине важнейшую задачу, и сейчас благодаря этому мы можем управлять легковыми автомобилями и многотонными фурами практически "одним пальцем". Реальный образец автомобильного гидравлического усилителя руля (ГУР), напоминающего по конструкции и принципу действия современные устройства, был создан и применен на автомобиле американским инженером Фрэнсисом Дэвисом, начинавшим свою карьеру в компании Пирс Эрроу, а затем перешедшим в General Motors. Это интересно: Как это часто и случается, мощный толчок развитию ГУР дала Вторая Мировая Война. Армии требовались тяжелые автомобили, которые должны были легко управляться. Под руководством Ф. Дэвиса General Motors построила для военных 10 тыс. бронированных авто марки Chevrolet, оснащенных гидроусилителями. Важным изобретением в 1927 году отметился американец Эдвард Лодбелл, предложивший автомобильному миру конструкцию регулируемой рулевой колонки с помощью встроенного храповика. Через 36 лет эта идея нашла свое воплощение в серийных моделях компании Cadillac. Современные конструкции рулевых колонок используют разные технические разработки и позволяют проводить регулировку руля как по высоте, так и по наклону. Первая энергопоглощающая рулевая колонка, снижающая риск получения тяжелых травм водителем при столкновении, была изобретена в 1934 г., а начала использоваться на серийных моделях Mercedes Benz W111 только в 1959 г. В 70-е годы прошлого века на всех американских авто по требованию национального законодательства стала устанавливаться система блокировки поворота руля при вынимании ключа из замка зажигания. Это было сделано с целью затруднения возможности угона авто. В дальнейшем такая опция распространилась на автомобили и в других странах мира. Несколько позже на серийных автомобилях компании Oldsmobile появились и первые подушки безопасности, встроенные в корпус рулевого колеса. А сегодня такую схему защиты используют практически все автопроизводители. На рулевое колесо современного автомобиля конструкторы возлагают все больше и больше дополнительных функций:
  • управление аудиосистемой, навигационной системой, телефонной связью и пр.;
  • управление бортовым компьютером;
  • управление круиз-контролем.
Никто не отменял и такого аспекта, как эргономичность рулевого колеса и его эстетическая привлекательность. Подогрев руля, разноцветная отделка, деревянные вставки, кожа и т.д. - вот те маленькие нюансы, которые могут привлекать наше внимание и дарить море позитивных эмоций. И этим активно пользуются дизайнеры ведущих компаний.

Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ
«ТРЕЗВАЯ ПОМОЩЬ»