В процессе эксплуатации железного коня владельцу приходится заниматься его периодическим обслуживанием. Автомобили с бензиновыми моторами оснащаются свечами зажигания, которые обеспечивают бесперебойную работу двигателя. Как только одна из свечей зажигания выходит из строя, силовой агрегат начинает "троить", глохнуть, неровно работать.
И если на ранней стадии вернуть работоспособность свечке можно очисткой электродов или прокаливанием в пламени, то после определенного пробега детали следует заменить. Обычно интервал замены находится в пределах 30...90 тыс. км пробега, что зависит от качества изделий и условий эксплуатации машины. Сегодня автолюбителям предлагается широкий ассортимент свечей, отчего не мудрено запутаться неискушенному автомобилисту. Существует несколько определяющих критериев, о которых важно помнить при выборе новых деталей.
Габаритные размеры
Многие автовладельцы при выборе свечей зажигания в первую очередь обращают внимание на габаритные размеры. И это правильно, т. к. ошибка в диаметре или шаге резьбы не позволит установить деталь в посадочное гнездо головки блока цилиндров. Кроме параметров резьбы необходимо подбирать свечу, учитывая высоту цоколя (корпуса). Если он будет меньше размера штатной свечи, то электроды не опустятся в камеру сгорания. Соответственно двигатель будет работать не в полную силу. Отличаются модели и размером головки под ключ. Для подбора новых деталей по габаритным размерам достаточно взять с собой в магазин старую свечу или штангенциркуль.Калильное число
Если почитать требования к свечам зажигания в руководстве по эксплуатации авто, то можно обнаружить такой параметр, как калильное число. Оно указывает время, которое требуется для достижения свечой состояния калильного зажигания. Малое число говорит о том, что свеча сильно нагревается, отчего ее называют "горячей". С увеличением данного показателя свеча меньше нагревается и становится "холодной". Подбор деталей по калильному числу эксперты советуют проводить следующим образом. Для высоконагруженных моторов рекомендуется применять "холодные" свечи. Двигатели, которые трудятся в щадящем режиме, можно оснащать "горячими" моделями. Есть мнение, что правильнее менять свечи зажигания с учетом сезона года. Для летней эксплуатации авто применяется комплект "холодных" свечей, а зимой эффективнее ставить модели с малым калильным числом.Конструкции свечей зажигания
Конструкция свечей постоянно эволюционирует. Сегодня наряду с традиционными одноэлектродными моделями появился ряд разновидностей.- В классическом исполнении свеча имеет один электрод. Верхняя половина выполнена в виде керамического корпуса, внизу имеется металлический цоколь с резьбой и центральным электродом. Одноэлектродные модели самые дешевые и надежные, их долговечность ограничивается пробегом 30 тыс. км.
- Аналогичная конструкция и у многоэлектродных свечей зажигания. Отличие кроется в наличии 3-4 боковых электродов вместо одного. В таких моделях основная нагрузка ложится на один из электродов. Но когда он выходит из строя, искра возникает между соседним электродом, который лучше сохранился и не имеет нагара. Кроме долговечности многоэлектродные свечи имеют и другие достоинства. Топливо сгорает быстрее и лучше, что положительно сказывается на мощности двигателя. Использование многоэлектродных моделей приветствуется экологами из-за снижения ядовитых выхлопов.
- Чтобы улучшить искрообразование, в конструкции свечей было решено использовать платиновые или иридиевые электроды. Образующийся факел имеет более высокую температуру, поэтому топливная смесь полностью сгорает. В результате мотор выдает большую мощность, продляется срок службы сигового агрегата. Сильная искра срывает весь нагар и окалину, которые периодически образуются на электроде. Благодаря самоочистке и долговечным материалам платиновые и иридиевые свечи способны проработать 90 тыс. км. Однако стоимость таких моделей намного выше, чем у одноэлектродных или многоэлектродных аналогов.
- Настоящий технологический прорыв совершили форкамерные свечи. Их принцип работы основан на объемном воспламенении паров бензина. Форкамера сделана в виде ракетного сопла. Подача импульса тока приводит к образованию плазменного сгустка. Он подается в камеру сгорания с огромной энергией, где смешивается с парами бензина и воспламеняется. Использование форкамерных моделей позволило повысить процент сгорания топлива и придать мотору больше мощности.
Выбор бренда
Многие автопроизводители указывают в мануалах не только тип свечей зажигания, но и бренд. У каждого из них используются индивидуальные обозначения. Сегодня несложно найти таблицы взаимозаменяемости свечей, например, по калильному числу. Так для популярного российского изделия с маркировкой А17ДВ; -1; -10 можно подобрать следующие зарубежные аналоги:- Bosch – W7D;
- Beru – 14-7D;
- Brisk – L15Y;
- Champion – N9Y;
- NGK – B6EM;
- Nippon Denso – W20EP.