Первое знакомство водителей с ABS обычно сопровождается настороженностью: электроника вмешивается в процесс управления. Поэтому с наступлением зимы первые поездки, чтобы привыкнуть, лучше провести в спокойном районе.
Как известно, на скользком покрытии вероятность аварий снижается, если автомобиль оснащен ABS. Тормозной путь сокращается в среднем на 15%. Но иногда автоматика «выдает» сюрпризы. Чаще всего неприятности происходят при нулевой температуре в дождь или снег.
Специалистами страхового института безопасности дорожного движения США (Insurance Institute for Highway Safety, IIHS) были проведены исследования статистики ДТП межсезонного периода. По данным анализа, при температуре около нуля авто с ABS попадали в аварии на 65% чаще обычных машин.
Например, на мокрой дороге с обледеневшими поворотами происходило преждевременное срабатывание датчиков и электроника разблокировала тормоза. Старые модели авто даже с заблокированными колесами добирались через водно-снежную эмульсию до асфальта и тормозили в несколько раз эффективнее. А неуправляемые машины с ABS «догоняли» старичков и ударяли кузовом. Почему электронную антиблокировку нельзя считать панацеей от аварийных ситуаций?
Профилактика блокировки колес
Основным назначением электронной антиблокировочной системы является не сцепление шин со скользкой поверхностью. ABS борется с блокировкой и негативными последствиями потери управления. Например, при движении по обледеневшей трассе иногда утрачивается сцепление с дорогой. Если сильно жать на педаль тормоза, автомобиль может полностью потерять управление.
В некоторых случаях блокируется одно колесо, пара (ось или сторона). Такая ситуация возникает при движении по зимним дорогам. Часто справа еще остается снег, а левая сторона уже укатана до асфальта. При активном торможении левая ось зацепится, а правая будет скользить по снежному покрытию. Автомобиль развернется влево, может попасть на встречную полосу или закрутиться волчком.
ABS помогает восстановить правильный баланс, а также управление. Электронный модуль снижает уровень давления в тормозной системе. Колеса крутятся, а не скользят, контроль над машиной возвращается. Автомобиль можно перевести из юза или вращения волчком в другой режим и направить к безопасной обочине. Основное назначение ABS – сохранение управляемости в любых ситуациях.
Как работает ABS
Автоматическая система ABS состоит из датчиков, измеряющих скорость вращения, электронной схемы управления, гидравлических модулей. Пьезоэлементы улавливают сигналы с меток на вращающихся дисках. Электроника определяет частоту вращения каждого колеса, а также разницу между значениями четырех датчиков.
Прерывание сигналов означает блокировку и прекращение движения диска. На гидравлический модуль поступает команда «разжать колодки». Тормозная жидкость стравливается через электромагнитный клапан отводной магистрали. Давление тормозной системы снижается, колесо снова начинает вращаться.
Такой процесс растормаживания назвали модуляцией. Система восстанавливается короткими рывками, передающимися через педаль тормоза как подергивания. Но электроника иногда не может корректно определить толщину льда и снега. В «критических» случаях старые модели машин проскальзывают на таких участках до асфальта. Автомобили, оснащенные устаревшими ABS, «отпускают» тормоза, что увеличивает длину пути до остановки.
Ошибки и исправления
Для старых версий ABS характерны не только «ледяные» просчеты. Часто такая электроника ошибается на кочках или выбоинах. После торможения и последующего удара колесо подпрыгивает, затем утрачивает связь с покрытием. Электронный модуль воспринимает это как процесс скольжения и освобождает тормозные колодки. В результате авто «плывет» даже на сухих дорогах.
Машины с ABS новых поколений более безопасны. Уровень ошибок электронного модуля ниже по сравнению с предыдущими версиями. Такие модели авто могут «плужить», имитируя колесную блокировку, при погружении в ледяную кашу. Но на дорогах еще достаточно машин, не оснащенных ABS, а также с антиблокировочной системой старых версий.
Поэтому в метели, при снежных заносах следует учитывать особенности управления соседними машинами. Не стоит слепо доверять технике, лучше соблюдать дистанцию, держаться на безопасном расстоянии от ближайших автомобилей.