Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

За что наказали Volkswagen: оценка экологичности дизельных двигателей


Совсем недавно мировое автомобильное сообщество потряс грандиозный скандал. В начале сентября американское агентство EPA, отвечающее за охрану окружающей среды, уличило крупнейшего немецкого автопроизводителя – знаменитую компанию Volkswagen - в преднамеренном обмане потребителей в США. Этот обман заключался в том, что реальные выбросы вредных веществ в атмосферу у автомобилей группы VW, оснащенных двухлитровыми дизельными двигателями, значительно отличались от заявленных документальных значений и в десятки раз превышали установленные законодательством страны предельные нормы.


Подобный подлог оказался возможным из-за того, что установленное на автомобилях программное обеспечение содержало специальный код, позволяющий резко понижать показатели вредных выбросов при подключении к двигателю контрольной аппаратуры. Теперь компании грозит многомиллиардный штраф от американского правительства, аналогичные обвинения и преследования в других странах, судебные иски по всему миру и безусловная потеря лидерских позиций, которые были завоеваны за предыдущие годы в целом ряде сегментов автомобильного рынка.

Воздействие на природу

Для начала надо отметить одну особенность: требования по экологичности в США и Европе сильно отличаются друг от друга. Если в Европе более жестко относятся к количеству выделяемого автомобилями углекислого газа CO2 (этим «грешат» в основном бензиновые двигатели), то в Америке пристальнее следят за окислами азота NOx, которые в достаточном количестве оставляют после себя работающие дизели. Углекислый газ, как известно, является главным «виновником» так называемого парникового эффекта в атмосфере Земли. А окислы азота оказывают очень негативное влияние на здоровье флоры и фауны.

Понятно, что в идеале хотелось бы иметь на выходе двигателей всех типов минимальные значения вредных веществ. Но физика процесса сгорания углеводородного топлива на сегодня такова, что разработчикам приходится искать разумный компромисс между КПД мотора (его мощностью) и допустимым уровнем экологичности выхлопа. Двухлитровые дизели VW были «пойманы» американским агентством как раз на занижении показателей по окислам азота, превышение которых в США считается более тяжким «преступлением», чем в Европе.

Что и как измеряют

Для дизельных двигателей выделяются и нормируются пять групп токсичных и вредных соединений, содержащихся в автомобильных выхлопах:

  • углеводороды;
  • окиси углерода;
  • окислы азота;
  • мелкие твердые частицы;
  • сажа.

Для каждой группы существуют определенные методы измерений и специальные приборы, с помощью которых эти измерения проводятся. Определить содержание углеводородов помогает детектор-анализатор ионизации в пламени (FID). Окиси углерода измеряются инфракрасным бездисперсионным анализатором (NDIR).

Хемилюминесцентный детектор (CLD) применяется для проверки уровней окислов азота. Именно при подключении такого прибора программное обеспечение блока управления дизелем VW переводило двигатель автомобиля в режим функционирования с минимальным значением токсичных выбросов NOx в полном соответствии с жесткими нормативами, установленными в США.

Твердые мелкие частицы улавливают специальными стекловолоконными фильтрами, после чего проводят их контрольное взвешивание с помощью прецизионных весов. Содержание сажи определяют методом фильтрации (оценка потемнения фильтровального материала), либо методом поглощения света (с использованием оптического дымомера, это более точный метод).

Для достижения статистически верных результатов измерений параметров выхлопа тесты по каждой группе соединений проводят несколько раз, после чего выводят усредненную оценку.

Способ фальсификации

Основные причины образования в выхлопе дизельного двигателя окислов азота – высокие значения температуры рабочей смеси и давления в камере сгорания. Снижение абсолютных величин этих параметров сразу приводит к уменьшению содержания NOx на выходе. За регулировку температуры и давления в «нужном направлении» и отвечал специальный программный код блока управления двигателя Volkswagen, когда к нему подключали детектор CLD.

Но снижение температуры смеси и давления в камере одновременно понижает и мощность двигателя, причем значительно. Поэтому в режимах нормального функционирования (без подключенного детектора) значения основных параметров сгорания рабочей смеси возвращались к своим обычным высоким значениям. Но при этом в десятки раз увеличивался и выброс вредных веществ в окружающую среду.

Это интересно: Проверка, проведенная Росстандартом в российском представительстве Volkswagen по соответствию 2-литровых дизельных двигателей компании нашим нормам, не выявила никаких нарушений законодательства РФ в области экологии.

Европейские автомобильные специалисты, в отличии от политиков и широкой общественности, не спешат обвинять компанию VW во всех смертных грехах. И это свидетельствует о том, что у других автопроизводителей тоже могут быть свои фирменные «приемы» достижения необходимых показателей по все более ужесточающимся экологическим требованиям. Потому что честное решение экологических задач делает автомобиль либо слишком дорогим для конечного потребителя, либо совсем маломощным и «вялым», что, конечно, также не можем нравиться покупателю.

Нужен разумный компромисс.

Вызвать трезвого водителя

8 (495) 764 2647 8 (964) 639 6262

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ
«ТРЕЗВАЯ ПОМОЩЬ»