Исторический экскурс
Если углубиться в историю автомобилестроения, мы с удивлением обнаружим, что первые самодвижущиеся лимузины (1886-1899 годы) вообще не имели остекления кузова. А когда оно все же появилось, производители еще долго устанавливали на машины самые обычные строительные стекла. Учитывая хрупкость и ненадежность этого материала, а также страшную поражающую способность осколков стекла, можно только восхищаться смелостью тогдашних водителей.
Беспристрастная статистика тех лет по характеру травм, полученных людьми в ДТП, свидетельствует о том, что от 50 до 80% пострадавших имели серьезные ранения, связанные с воздействием острых частей разбившихся стекол.
Это заставило производителей искать подходящую замену опасному материалу, и в 1910 году на автомобильные конвейеры начали поступать новые стекла, выполненные по особой технологии. Применением специальной термической обработки поверхности стекла ученым удалось добиться кардинального изменения его физических свойств: прочность материала была многократно увеличена, а разрушение стекла сопровождалось образованием множества мелких осколков без острых граней. Так началась эра закаленного автомобильного стекла.
В 1923 году автомобильная отрасль в лице Генри Форда сделала еще один выдающийся шаг - начала массово использовать в производстве лобовых стекол многослойный материал триплекс. У истоков его создания стоял французский химик Эдуард Бенедиктус, который первые опытные образцы получил еще в 1903 году. Значительно позже он всерьез проникся идеей создания безопасного автомобильного стекла и в 1909 году получил патент на изобретение триплекса (или ламинированного стекла).
Наконец, в 1952 году английским инженером Алистером Пилкингтоном была изобретена технология под названием "флоат-процесс". Эта революционная технология, позволяющая получать идеально гладкий стеклянный лист толщиной до 25 мм и шириной до 3 м, используется сегодня всеми ведущими производителями автостекол. Причем "флоат-процесс" позволяет делать качественные заготовки как для закаленного стекла, так и для многослойного триплекса.
Типы автомобильных стекол
Современные автомобильные стекла являются высокотехнологичными и дорогостоящими изделиями, обладающими великолепными оптико-механическими характеристиками. Но по технологии изготовления, как и полвека назад, все они подразделяются на два основных типа:- Закаленное стекло (или сталинит). В процессе производства стекло сначала подвергается нагреву до сверхвысоких температур (около 650-680°C), после чего быстро охлаждается путем равномерной подачи воздушного потока по всей его поверхности. Такую процедуру называют закаливанием стекла, что отражено и в названии типа. Серьезным недостатком закаленного стекла является то, что его нельзя подвергать какой-либо механической обработке после изготовления (сверлить, пилить и пр.);
- Многослойное стекло (или триплекс). Латинское слово triplex означает "тройной". Сегодня существует два метода получения триплекса: заливной (наиболее распространенный) и пленочный. Первая технология предусматривает заливку расплавленного полимера между двух стекол. Застывание полимера происходит под действием ультрафиолетовых лучей. При пленочном методе склеивание стекол и полимерной пленки происходит в автоклаве. Количество слоев может быть и больше трех, но, во-первых, изначально технология предусматривала именно такую пропорцию, во-вторых, увеличение количества слоев приводит к падению светочувствительных характеристик. Поэтому большинство многослойных автомобильных стекол до сих пор состоят из 3-х слоев.
«Секреты» автомобильных стекол
Бурное развитие автомобилестроения подтолкнуло ведущих дизайнеров к решению использовать остекление автомобиля не только для защиты находящихся внутри салона людей, но еще и в качестве мощного средства для создания индивидуального внешнего облика каждой модели. А инженеры пошли еще дальше и начали оснащать автостекла разными полезными функциями и приспособлениями:- Ослабление воздействия ультрафиолетовых лучей;
- Вывод на лобовое стекло полезной дорожной и технической информации;
- Обогрев всей поверхности стекла или ограниченной его зоны для предотвращения примерзания стеклоочистителей;
- Установка встроенной антенны для приема радиосигналов;
- Установка датчика дождя для управления стеклоочистителями;
- Установка датчика запотевания для управления климат-контролем;
- Установка датчика освещенности для управления светотехникой.