
Первый автомобиль появился намного раньше первого стеклоочистителя. Долгое время моторизованные экипажи разъезжали без такого обыденного по меркам сегодняшнего дня механизма. И это не особенно сказывалось на безопасности движения даже в плохих погодных условиях, пока лимузинов на дорогах было мало, и пока передвигались они с невысокой скоростью.
В крайнем случае, при сильном загрязнении ветрового стекла, у водителей всегда была возможность остановиться и протереть его вручную заранее приготовленной ветошью. Неудобно? Да, но сильная половина человечества не считала необходимостью тратить свое драгоценное время на изобретение каких-то специальных устройств для очистки автомобильных стекол.
Совсем другое дело – женщины. Именно они стали пионерами в изобретении автомобильного стеклоочистителя! Сегодня мы можем в полной мере оценить важность подобного устройства, без которого в непогоду даже самый навороченный автомобиль очень быстро становится беспомощным «слепым котенком».
Итак, оригинальная идея и первый патент на ручной стеклоочиститель принадлежит американке Мэри Андерсон. Устройство предназначалось даже не для автомобиля, а для трамвая. Но это не так уж и важно. Для нас более интересно то, что эта женщина не имела никакого отношения не только к автомобилям, но и к технике вообще: по образованию она была музыкантом.
Тем не менее, изобретенное ею в 1903 году устройство позволяло вполне успешно очищать ветровое стекло транспортного средства от дождя или снега, не выходя из салона. Сначала к изобретению Мэри Андерсон многие относились с определенным скепсисом, считая, что пользование стеклоочистителем будет отвлекать водителя от дороги. Но через десять лет механические дворники уже использовались на тысячах американских авто в качестве стандартного оборудования.
Изобретателем автоматического стеклоочистителя, по иронии судьбы, в 1917 году стала другая американская женщина - Шарлотта Бридгвуд. Своему детищу – роликовому электрическому стеклоочистителю – она дала имя Storm Windshield Cleaner, под которым это устройство и было запатентовано. Необычное новшество также было воспринято автомобильной общественностью неоднозначно. Широко применяться на автомобилях электрические дворники начали только в 1927 году.
В дальнейшем за усовершенствование конструкции стеклоочистителей серьезно взялись уже профессионалы. Приведем несколько интересных фактов из истории автомобильных дворников:
- Немецкие инженеры в 1910 году усовершенствовали механизм механических стеклоочистителей, создав ножную педальную конструкцию, освободив руки водителя от необходимости управлять этим устройством.
- Массовый выпуск механических стеклоочистителей для автомобилей в 1917 году наладила американская компания TriCo.
- Первые автоматические дворники стали устанавливаться на серийных автомобилях марки Cadillac. И это тоже были изделия от компании TriCo. На удивление, эти дворники не являлись электрическими, а приводились в действие за счет атмосферного разряжения, от впускного коллектора двигателя. У такой схемы были серьезные недостатки, связанные с зависимостью скорости движения стеклоочистителей от режима работы мотора. Но надежность вакуумной схемы привода оказалась настолько надежной, что применялась на разных авто вплоть до 1964 года.
- Довести «до ума» электрические стеклоочистители смогли опять-таки немецкие конструкторы, представившие общественности в 1927 году именно ту конструкцию дворников, которая практически в неизменном виде продержалась до сегодняшнего дня.
- До середины прошлого века стеклоочистители всех типов работали в непрерывном режиме. Современную схему прерывистой работы изобрел и запатентовал в 1963 году профессор из Детройта Роберт Кирнс. Позже его разработкой практически бесплатно воспользовалась компания Форд, с которой профессор судился многие годы.
- Почти 30 лет автомобильные дворники являлись очень удобным, но при этом совсем необязательным, элементом оснащения автомобиля. И только в шестидесятых годах 20-го века во многих странах были приняты законы, закрепляющие обязательное наличие заводских стеклоочистителей на всех авто, выезжающих на дороги общего пользования.
- Каркасные;
- Бескаркасные;
- Гибридные.