
Тормозная система в легковых автомобилях базируется на дисковом механизме. Изредка производители используют барабаны на тяжелых машинах и бюджетных моделях. Однако эволюция тормозных дисков показывает, что данный механизм будет только усиливать свои позиции.
Достоинства дисков

- Дисковый механизм способен создать большое усилие. Чугун не боится сильного сжатия, он не деформируется и не теряет свои свойства.
- Чугунный диск отличается уникальной способностью к быстрому охлаждению. При вращении происходит ускоренный теплообмен, и удаляются продукты износа.
- Дисковый механизм позволяет точно осуществлять авторегулировку тормозов, хорошо сочетается со ступицей, он прост в обслуживании.
Проблемные места тормозных дисков

Вентиляция
Ускорить процесс охлаждения нагретого диска можно, увеличив площадь или улучшив вентиляцию. Благодаря внутренним радиальным каналам удалось обеспечить доступ воздушного потока к внутренним частям диска. Также увеличилась площадь охлаждения, что привело к увеличению мощности в 5-6 раз. Добиться увеличения площади помогает и перфорация, к тому же данный прием позволил улучшить очистку рабочей поверхности. К сожалению, усложнять конструкцию уже стало проблематично, да и теплопроводность чугуна ограничивает фантазии инженеров.Диаметр диска
Благодаря увеличению диаметра тормозного диска удалось решить две проблемы.- Площадь охлаждения возросла.
- Увеличился тормозной момент и скорость вращения детали в районе трения с колодками.
Новые материалы

- У композитных материалов ниже плотность, чем у чугуна, что позволяет уменьшить массу детали на 50-70%.
- Композитный диск способен выдерживать предельную температуру в 1400ºС, что положительно сказывается на теплоотдаче.
- Волокнистые композиты из кремний-углеродной матрицы отличаются высокой износостойкостью. Даже гонщикам не удается их вывести из строя.
- Так как поверхность композитного диска более скользкая, то для торможения приходится создавать большое усилие и повышать температуру. В холодном состоянии композитный диск уступает по эффективности чугунному аналогу.
- У композитного диска слабым местом является торцевая часть. Но именно на нее оказывается сильная нагрузка в местах крепления диска.
Конструкции дисков
Повысить эксплуатационные характеристики тормозного диска можно изменением конструкции. Существует несколько перспективных направлений.- Так как рабочая поверхность расположена на внешнем крае детали, конструкторы решили использовать составной диск. Основание делается из легкосплавного материала, к которому крепятся чугунные кольца. Тормозные колодки работают с чугунной поверхностью, при этом получается более дешевая и легкая деталь. Такая конструкция нашла применение в тормозных системах спортивных и гоночных болидов.
- Суть плавающих дисков заключается в разнице расширения чугуна и легкосплавного материала. Центральная часть крепится неподвижно, а внешний чугунный слой может сдвигаться. Благодаря такой технологии снижаются нагрузки, возникающие вследствие разных коэффициентов расширения чугуна и легкого сплава.
- Попытки внедрить в автомобильной отрасли многодисковые конструкции по аналогии с самолетами не увенчались успехом. Применение дополнительных дисков решает проблему увеличения площади, сохранив диаметр колеса. Однако применение дополнительных дисков приводит к увеличению массы тормозного механизма и определенных проблемам при обслуживании. К тому же в автомобилях наблюдается неполное растормаживание дисков.
Доработки суппорта
